Пешком вокруг Севастополя, день 3: Кемпинг "У Михаила" - Пещерный город Эски-Кермен - Пятая Балка - Каменный монастырь Шулдан

Утро встретило нас нежными лучами солнца, пробивающимися сквозь весенний лес - красота!

Сегодня планировался достаточно расслабленный день, торопиться было некуда. Я развесила сушиться влажные после стирки вещи, неспешно позавтракала, немного пофотографировала нашу стоянку (фотографии были в предыдущем посте) и снова устремилась на вишневое поле. Под ранним утренним солнцем соцветия были ещё прекраснее!

Обсудив планы на день мы собрали вещи и выдвинулись в сторону пещерного города. Не смотря на то, что после Эски-Кермен наш путь лежал обратно до кемпинга и дальше за него, идти решили сразу со всеми вещами, чтобы не тратить время на поиск хозяев и согласование, где оставить на время рюкзаки. Немного сделали крюк посмотреть, что за автокемпинг был обозначен на карте, но там было пусто. Встать с машиной, наверное, тут вполне можно, но никакой организации и цивильных условий, как мы думали, тут нет.

Эски-Кермен

О существовании пещерных городов в Крыму я узнала, наверное, ещё лет 15 назад. Тогда дружная компания Катунов с roller.ru (был такой период в моей жизни 🛼) сходила в пеший поход по Крыму и привезла оттуда клевые фоточки. Затем уже у меня случилось несколько поездок в Крым, с велосипедом, но до ушей продолжали доноситься то одно, то другое заманчивое название. Поэтому когда мы начали планировать маршрут по Большой Севастопольской Тропе, сразу же всплыла идея захватить по пути то, что находится не очень далеко от официального маршрута тропы.

Эски-Кермен наверное, один из самых посещаемых пещерных городов полуострова. Город и виды с него впечатляют! Некоторые места выглядят особо интересно, но забраться туда решится не каждый 😂.

Одной из главных достопримечательностей города является 30-метровый осадный колодец, и, если бы мы успели заранее погуглить, то знали бы, что спуск в толщу скалы заканчивается почти горизонтальной водосборной галереей длиной 20 метров, где у подножия обрыва  естественная пещера. Но сверху колодец выглядит как простое прямоугольное отверстие в скале и крутая скользкая каменная лестница, уходящая вниз в темноту, поэтому спуститься туда мы не рискнули 😬. В отчетах, которые попадались мне в сети, пишут, что там достаточно скользко, хотя где-то даже проведена веревка.

Людей было немного и я порадовалась, что для нашего похода мы выбрали конец апреля, а не майские праздники - думаю, в это время тут толпы!

Вход платный, билет на 1 человека стоил 100 рублей. Основная касса расположена со стороны деревни Холмовка, вторая - как раз там, где зашли мы.

До самого конца (точнее, наоборот, до начала, где основной вход и первая касса) решили не идти. Осмотрев все основное спустились к Храму Трёх Всадников и мимо "автокемпинга" и вишнёвого поля вернулись к "Михаилу". Тут мы решили пообедать, пока вода под боком, пополнить запасы жидкости в дорогу и потихоньку возвращаться на маршрут БСТ.

В общей сложности мы потратили около 3-х часов на неспешную прогулку по территории города, фотографирование и перекус. Закладывайте на посещение никак не меньше этого времени (ну, 2 часа прям совсем минимум!), иначе это будет галопом по Европам.

Монастырь Челтер-Мармара

Тем временем основной маршрут БСТ после 2-го Кордона шел вдоль живописного обрыва скал Кара-Коба. Мы вышли на тропу недалеко от монастыря Челтер-Мармара, поэтому решили не пропускать достопримечательность, а немного вернуться по тропе и осмотреть.

На обрыве скал стоит крест, а чуть правее него - деревянная лестница, уходящая вниз. Смотреть было страшно, что уж говорить про то, чтобы спуститься, но конструкция выглядела более или менее надёжной, так что мы решились.

Проходя через каменную арку лестница приводит к небольшому гроту. Ещё дальше - поворот лестницы и небольшая площадка, откуда можно пофотографировать. С нее (если не страшно высунуться и оглядеться) видно продолжение лестницы ещё ниже и ее дубль (?) с другой стороны грота.

При желании по лестнице можно спуститься вниз скальных выступов и уйти по тропе в долину, но наш путь лежал поверху. Да и чтобы находиться на лестнице в пасмурную ветреную погоду, что была на тот момент, требовалась недюжинная выдержка, коей я не обладала, так что сделав несколько фото мы поспешили обратно наверх.

После монастыря тропа продолжается также вдоль скал. Выглядит это впечатляюще, идти красиво, но порой стремно, особенно когда натоптанная тропа раздваивается и частично уходит ниже по самому обрыву.

Артефакт, обнаруженный на обочине дороги:

По пути попадаются ровные площадки для стоянки, но поверхность сильно каменистая, так что если решитесь тут встать с палаткой - приготовьтесь ее хорошенько крепить к камням или вбивать колья-гвоздики.

Вода есть примерное через километр с небольшим после монастыря. Своя вода у нас ещё была в достатке, но мы все же отвернули метров 150 от основной тропы с целью разведать родник (на OSM ищите Бильдран-Чокрак, координаты 44.59635 33.74555). Сначала мы заметили только купель, которая выглядела как стоячий колодец с плавающим лесным мусором:

Но прислушавшись и присмотревшись заметили черный полиэтилен, из-под которого явно слышалось журчание. Аккуратно приподняв его и то, что лежало под ним, обнаружили бетонную плиту с отверстием и выходом небольшой трубы, откуда капала вполне себе чистая проточная вода. С другой стороны отверстия виднелся край шланга, который уходил к бассейну, так что, видимо, именно отсюда и происходит его наполнение:

Видно было, что родник находится в стадии ремонта - вокруг лежали отрезки старых и новых труб и виднелись раскопки в земле. Но тем не менее родник рабочий, и судя по всему, это одно из немногих мест с водой по пути со 2-го кордона.

Дальше тропа все так же идет вдоль обрыва, иногда выводя к видам на интересные скальные выступы и долину внизу.

Официальный трек БСТ этого этапа идёт дальше до стоянки Гористое, но нам сегодня туда не нужно было, поскольку завтра у нас по плану очередное "ответвление" в сторону Мангуп-Кале. Изначальный план был дойти до стоянки "Пятая балка" и встать лагерем там. Но встречные люди смутили нас двумя фактами: 1) стоянка на Пятой балке платная и не дешёвая, 2) чуть дальше есть ещё один монастырь, за которым якобы есть спуск к гроту над обрывом, где кто-то когда-то очень прикольно вставал с палатками на ночь. Я настолько загорелась этой идеей, что на пятую балку мы решили зайти просто "посмотреть" и, возможно, набрать воды, а потом идти дальше и искать заветный грот, откуда можно будет сделать прикольные фоточки.

Пятая балка

Пятая балка представляет собой огороженную территорию, 3 последовательно расположенных друг за другом прямоугольных пруда, на берегу которых расположены беседки и подготовленные ровные площадки под палатки. Одно место - одна беседка и площадка под одну или две палатки. Стоянка тут действительно платная - 1000р/ночь за место поменьше (с площадкой под одну палатку) и 1500р/ночь за место побольше. Также можно отдать местному дедушке-сторожу устройства на зарядку, но сколько это стоит мы не узнавали.

В начале второго пруда около дороги расположены родники, огороженные каменной кладкой. Один из родников был полностью пересохшим, во втором текла хорошая струйка, и в бассейне около было несколько сантиметров воды. Мы немного пополнили запасы и пошли обратно к выходу.

Сразу за шлагбаумом находится большое огороженное поле и с краю от него стол с парой скамеек. Сторож сказал, что стоянка "за шлагбаумом" бесплатная, воду можно ходить брать из родников.

Поле не очень ровное, под палатки место здесь никто не готовил, но встать вполне можно. У нас же на часах было только 16:40, времени ещё полно, плюс к голове маячил грот, так что мы выдвинулись дальше по маршруту.

Следующая достопримечательность по пути - каменный монастырь Шулдан. Его золотой купол виден издалека даже в пасмурную погоду. Как это выглядит на ярком солнцем даже боюсь себе представить - ослепнуть можно!

"Охраняет" монастырь, внезапно, целая стая кошаков (преимущественно кошек), общительных, но при этом ведущих себя достаточно независимо. Где-то даже напомнили хаски - вроде бы даже подойти может, но с таким видом, как будто тебя тут нет или ты неживой предмет, о который можно почесать хвостик )))

С другой стороны от монастыря мы действительно обнаружили деревянную лестницу, уходящую вниз. Но то ли мы такие пугливые, то ли погода не располагала, но эта лестница выглядела для нас сильно более стрёмно, недели предыдущая у Челтер-Мармара: почерневшее дерево, а металлические крепления с ржавчиной... Посмотрев друг на друга решили, что нафиг, не смотря на красочные рассказы ночёвки в гроте, засевшие в моей голове 😭

Решили идти дальше, пока идется, и просто встать там, где понравится, благо запас воды на случай сухой ночёвки мы предусмотрели. Но прям вот чтобы "нравится" мест не было, так что еще через километр-полтора настало время оценить обстановку и карту, чтобы выбрать новое место ночевки. Дальше начинался спуск с горы, и из ровных мест, где в теории можно было бы приткнуть палатку, было либо поле около Мангупа (но туда ещё идти и идти), слабый рельеф вдоль шоссе (то ещё удовольствие) и некое небольшое выполаживание на развилке троп на спуске, которое прогнозировали изолинии на карте. Сделали ставку на последнее и, ура, не прогадали! Посреди достаточно крутого и продолжительного спуска нашли кусок леса с достаточно плоской и ровной поверхностью, если не считать ям от бомбежек и раскопок на из месте. По времени уложились тютелька в тютельку до темноты - ужин доедали уже под свет фонарей и жужжание каких-то непонятных жуков, внезапно оживившихся ровно как стемнело 😬

Итог дня:

Пройденное расстояние: 11,94 км
Набор/сброс высоты: 529м/352м
Минимальная/максимальная высота: 242м/517м
Общее время в пути: 8ч:23м:27с
Тайминг: подъем в 6:10, старт на маршрут в 9:37, обед с 12:29 до 13:55, финиш в 18:00, отбой в 21:20.

Карта маршрута и профиль высот: